Субсидии – иллюзия дешевой энергии

Субсидії – ілюзія дешевої енергії

Приоритетом действий правительства должна быть системное сокращение потребления, а не дискуссия о тарифах, считает Святослав Павлюк, руководитель киевского офиса Ассоциации «Энергоэффективные города Украины»

Рост цен на энергию для населения за последний год вызвал реинкарнацию старых и почкование новых популистов.

Именно рост цен поднял интерес масс-медиа к вопросам энергоэффективности.

Он также побудил правительство выработать политику защиты уязвимых потребителей, которые не могут платить за энергию и коммунальные услуги, которые до сих пор называют жилищно-коммунальными услугами.

Как известно, 98% квартир в Украине приватизированы, поэтому жилищных услуг государство никому не предоставляет.

Граждане платят только за энергетические услуги — электроэнергию, газ, тепло, твердое топливо и коммунальные — воду, канализацию, уборку, текущий ремонт зданий — всего 18 составляющих.

Нет в Украине жилищно-коммунальных услуг с момента приватизации жилья, но именно так до сих пор ведет и публикует соответствующие данные Госстат.

Следовательно, государство, небезосновательно опасаясь перспективы чрезмерных эмоций население, которое получит новые платежки, ввела в 2015 году широкую программу субсидий.

Первые лица страны неоднократно со всех экранов призывали каждого подавать заявления на их получение. Так прошел первый год действия программы, можно сделать определенные выводы.

Иллюзия дешевой энергии

Опытные преподаватели в университетах не раз упоминали принцип: лучше всего понять тему можно тогда, когда ее объясняешь другим.

Так автор начал разбираться в бесконечных цифрах субсидий и счетов за коммунальные услуги, пытаясь сделать какие-то выводы, а не просто запомнить количество нулей.

Если подняться над дискуссиями, кому сколько назначили, справедливо ли это, почему отечественный газ такой дорогой и где «измена», стоит обратить внимание на соотношение между потреблением и платежками тех, кто получает субсидии на жилищно-коммунальные услуги», и тех, кто платит за все из собственного кармана.

Ба — более того платит и налоги, из которых государство платит субсидии тем, кто за потребленные услуги заплатить не может.

Следует принять во внимание, что газ потребляют и те, и другие, но ввиду отсутствия полного его учета, точно установить, кто сколько потребляет, невозможно.

Стоит также учесть, что кросс-субсидии в электроэнергетике — от промышленности бытовым потребителям — тоже распределены равномерно.

Как же выстроена система распределения субсидий, и каков эффект ее функционирования?

Итак, на конец 2015 года в Украине за «жилищно-коммунальные услуги» населению начислено около 51 млрд грн. Субсидий за этими услугами, компенсаций за топливо и льгот начислено около 25,3 млрд грн.

Фактически половину начисленной суммы оплачивает правительство из налогов украинцев. То есть уровень вмешательства государства в сектор экономики коммунальных и энергетических услуг страны составляет почти 50%.

Общий объем субсидий в бюджете 2015 года был 25,3 млрд грн, а в бюджете 2016 года — уже 38 млрд грн. Побуждает такой объем субсидий экономить? Может экономическая модель энергоэффективности конкурировать с моделью субсидированного проедание?

Правильно поставленный вопрос является первым шагом к поиску света в конце тоннеля.

Вот еще несколько цифр, важно уловить их пропорции.

На подконтрольной Украине территории в 2015 году было 16,7 млн квартир и односемейных домов.

По итогам 2015 года 5,4 млн домохозяйств получили субсидии и льготы на общую сумму 25,3 млрд грн. То есть именно на этих потребителей страна пустила 50% денег рынка жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, 5,4 млн получателей субсидий потребили услуг на такую же сумму, как 11,3 млн абонентов, которые платят за себя сами.

Это означает, что объем потребления энергетических и коммунальных услуг получателей субсидий, по меньшей мере, вдвое выше тех, кто их не получает. Следовательно, существующая система начислений влечет нерациональное поведение потребителей.

Создана иллюзия дешевой энергии не побуждает экономить, а сокращение субсидий вызывает злость у тех, кто к ним привык. Те, кто сполна платят налоги, оплачивают свои квитанции и двойные — малообеспеченных. Верхний предел компенсаций явно завышена и нуждается в коррекции.

Деньги на ветер

Особенностью существующей системы субсидий является то, что лишь незначительная часть денег выплачивается непосредственно их получателям — около 2%, а это всего 600 млн грн из более 25 млрд грн.

Остальное перечисляется предприятиям, которые поставляют тепло, воду, электроэнергию, газ и другие услуги, чтобы они предоставили их бесплатно или со значительной скидкой.

При отсутствии полного учета потребления воды, тепла и газа поле для манипуляций и приписок — немалое.

Существующая пропорция в потреблении является следствием такого способа финансирования, поэтому ее следует пересмотреть. Потребитель, который не платит за товар, не понимает его реальной цены. Поэтому монетизация льгот является обязательным шагом — каким бы не было сопротивление.

Объем субсидий не может постоянно увеличиваться. Поверхностный анализ позволяет предположить, что только изменение способа и пределов предоставления субсидий может изменить поведение субсидіантів. Потребление энергии в этом сегменте можно сократить вдвое, что высвободит свыше 8 млрд грн.

Для сравнения: на программу газозамещения и энергоэффективность в 2015 году было потрачено около 300 млн грн, а на 2016 год планируется около 800 млн грн.

Начатую программу субсидий невозможно свернуть, но общество должно быстро двигаться дальше и совершенствовать способ помощи малоимущим.

Базовая проблема украинского жилищного сектора — чрезвычайно высокое потребление энергии за высокие потери в домах, поэтому большое количество энергии, умноженная на любую цену, будет давать большую платежку.

Прежде всего нужно помочь обществу уменьшить потери в домах, а соответственно — уменьшить потребление и платежи за энергию за счет комплексной термомодернизации.

Страна дотаций

Существующая система финансовой поддержки жилищного сектора не ограничена субсидиями. Основных видов помощи в стране несколько и каждый из них заслуживает отдельного внимания.

Итак, в 2015 году население Украины получило:

— субсидии и льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг» из бюджета — 24,5 млрд грн,

— субсидии на закупку твердого топлива из бюджета ~ 0,6 млрд грн

— кросс-субсидии (дотационные сертификаты) по электроэнергии около 40 млрд грн,

— неполученную прибыль «Нафтогаза» за продажу газа населению по заниженной цене ~ 40 млрд грн,

— дотации муниципальным компаниям по вывозу мусора, водоснабжения — данные отсутствуют.

То есть общая годовая сумма за жилищно-коммунальные услуги» в размере 51 млрд грн базируется на дотируемых ценах на электроэнергию и газ.

Если помнить, что фактических платежей населения было 51 млрд грн минус все бюджетные субсидии, то это означает, что извлеченные из собственных карманов 25 млрд грн не покрывают и 20% реальной стоимости предоставленных услуг. 80% счетов покрывает правительство с налогов украинцев и за счет обескровливания государственных предприятий. 105 млрд грн субсидий и дотаций населению — это больше суммы, которую страна в состоянии войны тратит на оборону.

Суммы, которую страна назначила на проекты энергоэффективности, на фоне таких затрат вообще не видно.

Ситуация тем страшнее, что цены рано или поздно станут недотованими — как только уровень изношенности «Нафтогаза», «Укргаздобычи» и «Энергоатома» достигнет предела и они обанкротятся, а население еще не утеплит дома и не в состоянии оплачивать полную цену при объеме потребления в три раза выше, чем в ЕС.

Приоритетом срочных действий должно быть системное сокращение потребления, а не дискуссия о тарифах, хотя за действиями монополистов все равно надо следить.

Если все упомянутые суммы — все равно народные деньги, то гораздо рациональнее будет быстрее повысить цену для населения до реального уровня, а полученные средства пускать на целевые программы софинансирование модернизации жилья, а не просто проедание.

То есть граждан как акционеров государственного энергетического сектора должен интересовать не дешевый газ, а прибыли своего предприятия. Так же, как совладельцев пекарни интересуют не бесконечные «халявные» булочки, а прибыль, которую можно направить хотя бы на ремонт крыши или обучение детей.

Критическим вопросом является сокращение объема предоставляемых субсидий и предоставления возможности максимально монетизировать эти деньги. Страна должна перестать говорить о том, как вывести «Нафтогаз» в «ноль» — это курица, которая должна нести золотые яйца.

Каждый гражданин, который хочет получить субсидии в денежной форме и использовать их на проекты энергоэффективности, должен получить такую возможность. Механизм: субсидии на покупку твердого топлива выделяются в денежной форме. В 2015 году на это потрачено более 600 млн грн, и никто не жаловался.

Очевидно, что коллективная стратегия в отношении многоэтажек должна иметь приоритет над индивидуальными стратегиями «латкових» утеплень.

Страна должна как можно скорее сформировать широкую, понятную и доступную программу энергоэффективности в жилом секторе и создать фонд, ориентированный на сокращение потребления энергии. Парламент должен принять закон о такой фонд, монетизировать льготы, субсидии и максимально — дотации и кросс-субсидии.

Не надо четвертый год ждать обещанный грант ЕС или Германии — Украина имеет все для запуска программы своими силами. Если доноры захотят, то могут присоединиться.

Через несколько лет, оглядываясь назад, украинцы будут удивляться, как можно было так расточительно жить столько десятилетий. Украинского газа будет полностью хватать на нужды населения. Главное — правильно тратить деньги.

Комментарии запрещены.

Поиск
Нас смотрят
Яндекс.Метрика
Наши Партнеры